УТВЕРЖДАЮ
Заместитель председателя
Шкловского райисполкома
А.А.Иваненко
«___»_____________2021 г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
формирования здоровьесберегающей
среды в учреждениях общего среднего
образования Шкловского района на 2021-2025 гг.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Комплексная программа формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования Шкловского района на 2021-2025 гг. (далее – Программа) разработана с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся путем формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования (далее – УО).
Программа определяет основные принципы создания здоровьесберегающей среды в УО, уровни деятельности по здоровьесбережению и содержит План мероприятий по реализации Комплексной программы формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования Шкловского района на 2021-2025 гг. Реализация представленного Плана мероприятий основана на межведомственном взаимодействии медицинских работников со всеми участниками образовательного процесса (педагогическими работниками, обучающимися, законными представителями несовершеннолетних учащихся) и другими заинтересованными лицами и организациями.
Исполнителями Программы являются отдел по образованию Шкловского райисполкома (далее – отдел по образованию); государственное учебно-методическое учреждение «Шкловский районный учебно-методический кабинет»; учреждения общего среднего образования Шкловского района; государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр г. Шклова»; учреждение здравоохранения «Шкловская центральная районная больница»; учреждение здравоохранения «Шкловский районный центр гигиены и эпидемиологии».
Целью Программы является обеспечение учащихся высоким уровнем реального здоровья, вооружение их необходимыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1) разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ по здоровьесбережению, оздоровлению обучающихся в учреждениях образования, исходя из региональных, национальных особенностей, психофизиологического развития и индивидуальных возможностей;
2) повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
3) воспитание ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;
4) формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и ухудшений в состоянии здоровья, дезадаптации в обществе;
5) обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей
сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни;
6) активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья заинтересованных организаций и специалистов.
Задачи участников Программы:
Задачи медицинского персонала:
- анализ состояния здоровья учащихся и факторов его формирующих;
- работа по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение динамического медицинского наблюдения за условиями обучения и воспитания учащихся;
- профилактическая работа по сохранению здоровья учащихся с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом;
- совместно с руководством УО разработка плана мероприятий по здоровьесбережению и его реализация в учреждения образования;
- совместно с территориальным центром гигиены и эпидемиологии участие в мероприятиях по формированию здоровьесберегающей среды, соблюдению в УО санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Задачи руководства УО:
- организация и контроль соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
- внедрение современных здоровьесберегающих технологий обучения и оздоровления учащихся и содействие в их реализации;
- организация обучения педагогических работников вопросам здоровьесбережения;
- создание в УО инфраструктуры для реализации оздоровительной деятельности;
- обеспечение материально-технической базы для формирования здоровьесберегающей среды.
Задачи педагогов:
- выбор средств и методов обучения учащихся здоровьесбережению;
- индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
- включение вопросов профилактики заболеваний в материал учебных занятий;
- создание благоприятного психологического климата в классе;
- формирование положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье у учащихся;
- обучение учащихся правилам личной и общественной гигиены;
- взаимодействие с семьей по вопросам создания здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
- помощь учащимся в выборе референтной группы (образец поведения по сохранению здоровья): в младшем школьном возрасте – родители, в подростковом — сверстники.
Задачи законных представителей несовершеннолетних обучающихся:
- создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
- позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;
- обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;
- формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;
- взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
- поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях в УО.
Задачи обучающихся:
- систематическое повышение уровня знаний по оценке и сохранению здоровья и соотнесение его с собственным опытом;
- формирование мотивации и самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни;
- самовоспитание стойких навыков и привычек по соблюдению правил личной и общественной гигиены;
- выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения.
Задачи ресурсного центра сохранения здоровья УО:
- разработка и реализация программ сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса (обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники);
- аккумулирование передового опыта и технологий формирования здоровьесберегающей среды и профилактики заболеваний;
- распространение опыта работы в других УО на основе сетевого взаимодействия.
Программа является основой для разработки Комплексного плана формирования здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования.
Данная Программа предоставляет участникам возможность выбора форм и методов организации совместной деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования, предполагает творческий подход субъектов взаимодействия к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся.
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных республиканским, областным и районным бюджетами на данные цели, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УРОВНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
Основные принципы создания здоровьесберегающей среды:
- комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий;
- непрерывность профилактических и оздоровительных мероприятий;
- максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех нуждающихся;
- преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления, простых и доступных технологий;
- интеграция программы формирования здоровьесберегающей среды в образовательный процесс УО;
- формирование положительной мотивации у учащихся, законных представителей обучающихся, медицинского персонала и педагогов к профилактическим и оздоровительным мероприятиям;
- соблюдение в учреждении санитарно-гигиенических требований, регламентирующих обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Уровни деятельности по здоровьесбережению
При создании здоровьесберегающей среды в УО должен использоваться структурированный подход к профилактическим мероприятиям среди всех участников образовательного процесса, предусматривающий следующий уровни:
1. Популяционный уровень – направлен на всех участников образовательного процесса и предусматривает минимизацию/устранение и предупреждение появления всего регистра факторов риска, непосредственно связанных с поведением и образом жизни учащихся. Популяционный уровень предусматривает:
- создание благоприятных санитарно-гигиенических условий;
- подготовку учителей по вопросам здоровьесбережения;
- активное вовлечение в деятельность по сохранению и укреплению
здоровья учащихся в процессе обучения законных представителей;
- обучение учащихся вопросам профилактики заболеваний и сохранения здоровья;
- обучение и привлечение старшеклассников по принципу «равный обучает равного» для работы как среди сверстников, так и среди учащихся младших классов.
Вопросы профилактики заболеваний освещаются:
- в рамках уроков биологии, химии, физической культуры и здоровья, основ безопасной жизнедеятельности;
- на отдельных тематических уроках других общеобразовательных предметов, факультативных занятиях;
- в рамках классных часов;
- на общешкольных мероприятиях (дни здоровья, конкурсы, викторины и др.);
- демонстрацией роликов, бегущей строки, информационных стендов и др. в рекреационных помещениях и холлах учреждений общего среднего образования;
- могут использоваться другие формы работы, направленные профилактику заболеваний и сохранение здоровья учащихся.
2. Групповой уровень – направлен на учащихся (или других участников образовательного процесса) групп риска, имеющих нарушения здоровья и/или факторов, его формирующих, и предусматривает проведение среди них профилактических и оздоровительных мероприятий. С учетом выявленных проблем в состоянии здоровья и факторах его формирующих разрабатываются соответствующие программы коррекции.
3. Индивидуальный уровень – предусматривает персонализированный подход к устранению негативного влияния внешнесредовых факторов и коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья учащегося при активном вовлечении родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Повышение уровня здоровьесберегающей компетентности учащихся, их родителей, учителей по проблемам:
- профилактики школьно-обусловленных заболеваний (нарушения костно-мышечной системы, органа зрения, нервно-психического здоровья и др.) и травматизма;
- минимизации/исключения действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, донозологические формы ранней алкоголизации; наркотическая, компьютерная и интернет-зависимость).
2. Формирование стойких установок на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
3. Уменьшение напряжения адаптационных механизмов, повышение
функциональных возможностей организма, развитие физического потенциала, снижение заболеваемости учащихся и педагогов.
4. Улучшение результатов обучения и успеваемости учащихся.
5. Совершенствование социально-психологической атмосферы и повышение удовлетворения работой педагогического персонала УО.
6. Объединение усилий различных структур для сохранения и укрепления здоровья детей: укрепление связей с родителями, развитие сотрудничества между школой и другими организациями, поддерживающими школу в деятельности по профилактике заболеваний.
7. Внедрение во все предметные области образования здоровьесозидающих технологий.
8. Коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, рискованное половое поведение; наркозависимость и др.).
Реализация мер по здоровьесбережению в УО будет способствовать эффективному использованию ресурсов, направленных на сохранение и укрепления здоровья учащихся, продвижению передового опыта для других УО.
СОГЛАСОВАНО
Главный врач
УЗ «Шкловская ЦРБ»
С.О.Новиков
«___»__________2021 г.
|
СОГЛАСОВАННО
Главный врач
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
А.Ф.Костюкевич
«___»__________2021 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела
по образованию
Шкловского райисполкома
Т.В.Лодова
«___»_____________2021 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГУО «Старосельский УПК д/с –СШ
Шкловского района»
__________А.А. Мартинкова
«___»_____________2021 г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
формирования здоровьесберегающей
среды в ГУО «Старосельский УПК д/с –СШ
Шкловского района» на 2021-2025 гг.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Комплексная программа формирования здоровьесберегающей среды в ГУО «Старосельский УПК д/с –СШ Шкловского района» на 2021-2025 гг. (далее – Программа) разработана с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся путем формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования (далее – УО).
Программа определяет основные принципы создания здоровьесберегающей среды в УО, уровни деятельности по здоровьесбережению и содержит План мероприятий по реализации Комплексной программы формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования Шкловского района на 2021-2025 гг. Реализация представленного Плана мероприятий основана на межведомственном взаимодействии медицинских работников со всеми участниками образовательного процесса (педагогическими работниками, обучающимися, законными представителями несовершеннолетних учащихся) и другими заинтересованными лицами и организациями.
Исполнителями Программы являются отдел по образованию Шкловского райисполкома (далее – отдел по образованию); государственное учебно-методическое учреждение «Шкловский районный учебно-методический кабинет»; ГУО «Старосельский УПК д/с –СШ Шкловского района»; государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр г. Шклова»; учреждение здравоохранения «Шкловская центральная районная больница»; учреждение здравоохранения «Шкловский районный центр гигиены и эпидемиологии».
Целью Программы является обеспечение учащихся высоким уровнем реального здоровья, вооружение их необходимыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1) разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ по здоровьесбережению, оздоровлению обучающихся в учреждениях образования, исходя из региональных, национальных особенностей, психофизиологического развития и индивидуальных возможностей;
2) повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
3) воспитание ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;
4) формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и ухудшений в состоянии здоровья, дезадаптации в обществе;
5) обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей
сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни;
6) активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья заинтересованных организаций и специалистов.
Задачи участников Программы:
Задачи медицинского персонала:
- анализ состояния здоровья учащихся и факторов его формирующих;
- работа по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение динамического медицинского наблюдения за условиями обучения и воспитания учащихся;
- профилактическая работа по сохранению здоровья учащихся с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом;
- совместно с руководством УО разработка плана мероприятий по здоровьесбережению и его реализация в учреждения образования;
- совместно с территориальным центром гигиены и эпидемиологии участие в мероприятиях по формированию здоровьесберегающей среды, соблюдению в УО санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Задачи руководства УО:
- организация и контроль соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
- внедрение современных здоровьесберегающих технологий обучения и оздоровления учащихся и содействие в их реализации;
- организация обучения педагогических работников вопросам здоровьесбережения;
- создание в УО инфраструктуры для реализации оздоровительной деятельности;
- обеспечение материально-технической базы для формирования здоровьесберегающей среды.
Задачи педагогов:
- выбор средств и методов обучения учащихся здоровьесбережению;
- индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
- включение вопросов профилактики заболеваний в материал учебных занятий;
- создание благоприятного психологического климата в классе;
- формирование положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье у учащихся;
- обучение учащихся правилам личной и общественной гигиены;
- взаимодействие с семьей по вопросам создания здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
- помощь учащимся в выборе референтной группы (образец поведения по сохранению здоровья): в младшем школьном возрасте – родители, в подростковом — сверстники.
Задачи законных представителей несовершеннолетних обучающихся:
- создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
- позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;
- обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;
- формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;
- взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
- поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях в УО.
Задачи обучающихся:
- систематическое повышение уровня знаний по оценке и сохранению здоровья и соотнесение его с собственным опытом;
- формирование мотивации и самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни;
- самовоспитание стойких навыков и привычек по соблюдению правил личной и общественной гигиены;
- выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения.
Задачи ресурсного центра сохранения здоровья УО:
- разработка и реализация программ сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса (обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники);
- аккумулирование передового опыта и технологий формирования здоровьесберегающей среды и профилактики заболеваний;
- распространение опыта работы в других УО на основе сетевого взаимодействия.
Программа является основой для разработки Комплексного плана формирования здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования.
Данная Программа предоставляет участникам возможность выбора форм и методов организации совместной деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования, предполагает творческий подход субъектов взаимодействия к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся.
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных республиканским, областным и районным бюджетами на данные цели, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УРОВНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
Основные принципы создания здоровьесберегающей среды:
- комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий;
- непрерывность профилактических и оздоровительных мероприятий;
- максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех нуждающихся;
- преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления, простых и доступных технологий;
- интеграция программы формирования здоровьесберегающей среды в образовательный процесс УО;
- формирование положительной мотивации у учащихся, законных представителей обучающихся, медицинского персонала и педагогов к профилактическим и оздоровительным мероприятиям;
- соблюдение в учреждении санитарно-гигиенических требований, регламентирующих обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Уровни деятельности по здоровьесбережению
При создании здоровьесберегающей среды в УО должен использоваться структурированный подход к профилактическим мероприятиям среди всех участников образовательного процесса, предусматривающий следующий уровни:
1. Популяционный уровень – направлен на всех участников образовательного процесса и предусматривает минимизацию/устранение и предупреждение появления всего регистра факторов риска, непосредственно связанных с поведением и образом жизни учащихся. Популяционный уровень предусматривает:
- создание благоприятных санитарно-гигиенических условий;
- подготовку учителей по вопросам здоровьесбережения;
- активное вовлечение в деятельность по сохранению и укреплению
здоровья учащихся в процессе обучения законных представителей;
- обучение учащихся вопросам профилактики заболеваний и сохранения здоровья;
- обучение и привлечение старшеклассников по принципу «равный обучает равного» для работы как среди сверстников, так и среди учащихся младших классов.
Вопросы профилактики заболеваний освещаются:
- в рамках уроков биологии, химии, физической культуры и здоровья, основ безопасной жизнедеятельности;
- на отдельных тематических уроках других общеобразовательных предметов, факультативных занятиях;
- в рамках классных часов;
- на общешкольных мероприятиях (дни здоровья, конкурсы, викторины и др.);
- демонстрацией роликов, бегущей строки, информационных стендов и др. в рекреационных помещениях и холлах учреждений общего среднего образования;
- могут использоваться другие формы работы, направленные профилактику заболеваний и сохранение здоровья учащихся.
2. Групповой уровень – направлен на учащихся (или других участников образовательного процесса) групп риска, имеющих нарушения здоровья и/или факторов, его формирующих, и предусматривает проведение среди них профилактических и оздоровительных мероприятий. С учетом выявленных проблем в состоянии здоровья и факторах его формирующих разрабатываются соответствующие программы коррекции.
3. Индивидуальный уровень – предусматривает персонализированный подход к устранению негативного влияния внешнесредовых факторов и коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья учащегося при активном вовлечении родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Повышение уровня здоровьесберегающей компетентности учащихся, их родителей, учителей по проблемам:
- профилактики школьно-обусловленных заболеваний (нарушения костно-мышечной системы, органа зрения, нервно-психического здоровья и др.) и травматизма;
- минимизации/исключения действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, донозологические формы ранней алкоголизации; наркотическая, компьютерная и интернет-зависимость).
2. Формирование стойких установок на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
3. Уменьшение напряжения адаптационных механизмов, повышение
функциональных возможностей организма, развитие физического потенциала, снижение заболеваемости учащихся и педагогов.
4. Улучшение результатов обучения и успеваемости учащихся.
5. Совершенствование социально-психологической атмосферы и повышение удовлетворения работой педагогического персонала УО.
6. Объединение усилий различных структур для сохранения и укрепления здоровья детей: укрепление связей с родителями, развитие сотрудничества между школой и другими организациями, поддерживающими школу в деятельности по профилактике заболеваний.
7. Внедрение во все предметные области образования здоровьесозидающих технологий.
8. Коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, рискованное половое поведение; наркозависимость и др.).
Реализация мер по здоровьесбережению в ГУО «Старосельский УПК д/с – СШ Шкловского района» будет способствовать эффективному использованию ресурсов, направленных на сохранение и укрепления здоровья учащихся, продвижению передового опыта для других УО.
Приложение
к Комплексной программе формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования Шкловского района
на 2021-2025 гг.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Комплексной программы формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования Шкловского района на 2021-2025 гг.
№ п/п
|
Наименование мероприятий
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
Планируемый результат
|
I. Общие организационные мероприятия
|
1
|
Создание и обеспечение активного функционирования на базе УО ресурсных центров сохранения здоровья учащихся «Школа – территория здоровья», включающих всех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц, занимающихся вопросами здоровьесбережения
|
Август 2021г.
|
Руководство учреждений образования,
здравоохранения
|
Формирование на территории Шкловского района сети «Школа –
территория здоровья» на основе распространения передового опыта
по профилактике заболеваний и сохранению здоровья участников образовательного процесса
|
2
|
Формирование банка методических материалов (портфолио) по вопросам здоровьесбережения участников образовательного процесса, пропаганды здорового образа жизни. Обеспечение ведения раздела «Ресурсный центр сохранения здоровья учащихся «Школа – территория здоровья» на сайтах УО
|
Постоянно
|
Руководство учреждений образования,
здравоохранения
|
3
|
Обследование учащихся в соответствии с разработанным алгоритмом комплексного медико-гигиенического исследования
|
Август – сентябрь, ежегодно
|
УЗ «Шкловская ЦРБ»,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
Выявление приоритетных
проблем, формирующих
нарушения здоровья.
Индивидуальные заключения
и рекомендации
|
4
|
Организация самоаудита (самопроверки) УО в области сохранения и укрепления здоровья учащихся
|
Ежегодно до 1 сентября, 31 декабря,
31 мая
|
Руководство учреждений образования
|
5
|
Информация на сайте УО или в СМИ о состоянии здоровья учащихся и основных мероприятиях по профилактике его
отклонений
|
Сентябрь,
ежегодно
|
Медицинские работники территориальной организации здравоохранения,
руководство учреждений образования
|
Повышение информированности всех
участников образовательного
процесса о ситуации
с состоянием здоровья учащихся и факторах, его
формирующих
|
6
|
Разработка программы производственного контроля по соблюдению санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса в УО и контроль выполнения
|
Август, ежегодно
|
Руководство учреждений образования
|
Повышение уровня
санитарно-эпидемиологического
благополучия
|
7
|
Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических требований с использованием карты контроля санитарно-эпидемиологического благополучия (чек-листа)
|
Постоянно
|
Руководство учреждений образования
|
Выявление приоритетных
проблем в обеспечении
санитарно-
эпидемиологического
благополучия
|
8
|
Создание в УО психологического комфорта путем правильной организации образовательного процесса и нормализации уклада школьной жизни, культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к учащемуся
|
Постоянно
|
Руководство,
педагогические работники учреждений образования
|
Минимизация школьной тревожности у учащихся
|
II. Основные мероприятия по обеспечению здоровьесбережения
|
9
|
Информирование участников образовательного процесса по имеющемуся международному и национальному опыту здоровьесбережения
|
В течение учебного года
|
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
Повышение уровня
заинтересованности всех
участников образовательного
процесса в вопросах
соблюдения санитарно-
гигиенических требований.
Повышение
информированности всех
участников образовательного
процесса в вопросах
здоровьесбережения
|
10
|
Подготовка памяток для педагогических работников по основным направлениям первичной профилактики заболеваний
|
В течение учебного года
|
УЗ «Шкловская ЦРБ»,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
11
|
Обучение педагогов вопросам здоровьесбережения на методических совещаниях и педагогических советах
|
В течение учебного года
|
УЗ «Шкловская ЦРБ»,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»,
ГУМУ «Шкловский РУМК»,
руководство учреждений образования
|
12
|
Выступление на родительских собраниях
и педагогических советах с освещением основных вопросов сохранения здоровья детей в домашних условиях в период обучения в учреждении образования
Лекции:
«Основные ошибки в организации питания учащихся в домашних условиях и в учреждении образования»;
«Практические шаги в обеспечении нормальной осанки в школе и дома»;
«Как сберечь зрение: помощь в школе и дома»;
«Какую пользу приносит движение»;
«Компьютер и здоровье»;
«Пять компонентов рационального режима дня»;
Другие темы в зависимости от имеющихся приоритетных проблем, касающихся сохранения здоровья учащихся
|
В течение учебного года
|
Медицинские работники,
руководство
педагогические работники учреждений образования,
|
13
|
Включение вопросов здоровьесбережения в материалы классных часов
|
Один раз в каждую учебную четверть
|
Классные руководители учреждений образования
|
14
|
Организация дней здоровья
|
Один раз в каждую учебную четверть
|
Руководство учреждений образования
|
15
|
Обучение детей навыкам самооценки здоровья (занятия по предметам «Физическая культура и здоровье», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», классные часы)
|
В течение учебного года
|
Медицинские работники
территориальной
организации
здравоохранения,
педагогические работники учреждений
образования
|
III. Мероприятия по обеспечению благоприятных санитарно-гигиенических условий в УО
|
Оптимизация двигательного режима учащихся
|
16
|
Обеспечение динамического компонента учащихся – 60 мин в течение дня
|
Ежедневно
|
Руководство учреждений образования
|
Формирование мотивации
в необходимости достаточной
двигательной активности.
Повышение
заинтересованности
учащихся в увеличении
двигательной активности.
Формирование навыков
постоянной потребности
в движении
|
17
|
Организации не менее 25% перемен на открытом воздухе
|
Ежедневно
|
Руководство учреждений образования
|
18
|
Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе после занятий и выходные дни
|
Постоянно
|
Законные представители учащихся
|
19
|
Организация общешкольных танцевально-музыкальных активных перемен (флэш-моб)
|
Постоянно
|
Школьный актив учащихся,
педагогические работники учреждений
образования
|
20
|
Проведение физкультминуток на учебных занятиях для профилактики
развития статического напряжения
|
На каждом учебном занятии
|
Педагогические работники учреждений
образования
|
21
|
Проведение динамических учебных занятий
|
Одно занятие в день
|
Педагогические работники учреждений
образования
|
22
|
Чередование в расписании предметов с преобладанием статического и динамического компонентов
|
Постоянно
|
Руководство учреждений образования
|
23
|
Оснащение рекреаций спортивным оборудованием для обеспечения двигательной активности учащихся
|
Август
|
Руководство учреждений образования
|
Оптимизация питания учащихся
|
24
|
Коррекция школьных завтраков с учетом требований к рациональному питанию и выявленных нарушений
|
По мере выявленных нарушений
|
Руководство учреждений образования,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
Коррекция перспективного
меню УО и повышениеосведомленности родителей
в вопросах организации
питания в домашних
условиях для повышения
адаптационных
возможностей учащихся
и профилактики
алиментарно-зависимых
заболеваний
|
25
|
Обучение учащихся навыкам рационального питания в домашних условиях
|
Постоянно
|
Медицинские работники, руководство учреждений образования, законные представители учащихся
|
26
|
Подготовка памяток для педагогических работников и родителей по вопросам рационального питания
|
1 раз в год
|
Медицинские работники,
специалисты УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
27
|
Проведение конкурса среди учащихся «О пользе продуктов» (презентация проектов сделанных учащимися)
|
1 раз в год
|
Руководство учреждений образования
|
V. Мероприятия по профилактике нарушений здоровья, обусловленных особенностями организации образовательного процесса («болезней школьного возраста»)
|
Профилактика нарушений осанки
|
28
|
Подбор и расстановка мебели учащимся в соответствии с ростом и рациональная организация рабочего места
|
Сентябрь,
январь
ежегодно
|
Педагогические работники, руководство учреждений образования
|
Формирование правильной
осанки и предупреждение
развития патологии
позвоночника.
Укрепление мышечного
корсета
|
29
|
Рассаживание учащихся учетом состояния здоровья:
учащихся с нарушением слуха и зрения рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом — в первый и третий ряды;
учащихся, часто болеющих ОРВИ, рассаживают в отдалении от наружной стены
|
2 раза в год
|
Педагогические работники
учреждений образования
|
30
|
Предпочтительное использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных
принадлежностей на спине
|
Постоянно
|
Законные представители учащихся
|
31
|
Подготовка информации (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников и учащихся по профилактике нарушений осанки
|
1 раз в год
|
Медицинские работники
|
32
|
Размещение в учебных помещениях ростовых линеек и обучение учащихся навыкам их использования
|
Постоянно
|
Педагогические работники
учреждений образования
|
33
|
Оснащение учебных помещений ученическими конторками
|
Постоянно
|
Руководство учреждений образования
|
34
|
Подготовка памятки и размещение ее на сайте УО о гигиенических требованиях и правилах использования учебной мебели
|
Сентябрь, ежегодно
|
Медицинские работники, специалисты
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
35
|
Обучение вопросам правильной посадки учащихся. Контроль рабочей позы учащихся с учетом вида деятельности
|
Постоянно
|
Педагогические работники,
законные представители учащихся
|
36
|
Обучение родителей или других законных представителей на родительском собрании правильной организации рабочего места учащегося в домашних условиях
|
1 раз в год
|
Медицинские работники, специалисты
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
37
|
Расположение в учебных помещениях на I ступени обучения в доступном для учащихся месте плаката «Сиди правильно»
|
Постоянно
|
Педагогические работники
|
|
38
|
Оценка веса ранцев учащихся (оптимальный вес – 10% от веса ребенка)
|
1 раз в неделю
|
Руководство учреждений образования,
актив учащихся
|
39
|
Обсуждение результатов оценки веса ранцев на педсоветах и родительском собрании
|
Октябрь, май
ежегодно
|
Руководство учреждений образования
|
40
|
Контроль использования рациональной сменной обуви в УО:
- соответствие сменной обуви учащегося форме и размеру стопы;
- гибкая и не высокая подошва в обуви;
- обязательное наличие каблука (не выше 10–20 мм);
- наличие фиксированного задника и прочная фиксация обуви в носочной части;
- оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства и наличие стельки
|
1 раз в неделю
|
Руководство учреждений образования,
актив учащихся
|
41
|
Оздоровление учащихся с патологией костно-мышечной системы в соответствии с программой медицинской реабилитации
|
По мере выявления
|
Медицинские работники, законные
представители
обучающихся
|
Профилактика нарушений зрения
|
42
|
Правильный подбор очков для дали и для работы вблизи и их использование по назначению
|
По мере выявления
|
Врач-офтальмолог
УЗ «Шкловская ЦРБ», законные
представители
обучающихся
|
Профилактика нарушений
зрения.
Коррекция нарушений
зрения, выявленных
на ранних стадиях.
Повышение уровня
информированности всех
участников образовательного
процесса в вопросах охраны
зрения
|
43
|
Информация на сайт по гигиеническим требованиям к режиму чтения и условиям для организации зрительных работ (в т. ч. по подбору учебных изданий с учетом требований к шрифтовому оформлению в зависимости от возраста учащихся и других гигиенических показателей)
|
1 раз в год
|
Медицинские работники, специалисты
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
44
|
Обеспечение естественного левостороннего освещения при посадке учащихся в учреждении УО и в домашних
условиях
|
Постоянно
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
45
|
Цветовое оформление отдельных элементов мебели как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном помещении
|
По мере необходи-мости
|
Руководство учреждений образования,
педагогические работники
|
46
|
Предпочтительный выбор парт с наклонной поверхностью
|
При закупках мебели
|
Руководство учреждений образования
|
47
|
Контроль расстояния от глаз учащегося до стола (должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами)
|
Постоянно
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
48
|
Коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков (телевизор, компьютер) в домашних условиях с учетом объема учебной нагрузки
|
Постоянно
|
Законные представители
обучающихся
|
49
|
Ограничение продолжительности просмотра телепередач в домашних условиях (не более 1 ч в день на расстоянии 3–5 м до экрана – в зависимости от размера экрана телевизора)
|
Постоянно
|
Законные представители
обучающихся
|
50
|
Воспитание у учащихся полезной привычки: чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости
|
Постоянно
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
51
|
Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна (спазм аккомодации во время сна не проходит)
|
Постоянно
|
Законные представители
обучающихся
|
52
|
Соблюдение режима мытья окон
|
С наружной
стороны 3–4
раза в году,
с внутренней
стороны –
ежемесячно
|
Руководство, технический персонал учреждений образования
|
53
|
Обучение педагогов правилам проведения физкультминуток и формирование «Копилки» физкультминуток для глаз
|
1 раз в полугодие
|
Педагогические работники
|
54
|
Обучение учащихся гимнастике для глаз
|
В течение учебного года
|
Педагогические работники
|
55
|
Контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности: непрерывная продолжительность чтения для младших школьников составляет 15–20 мин, для среднего возраста – 25–30 мин, для старших школьников — 45 мин) с соблюдением промежутков для отдыха глаз от зрительной работы
|
Постоянно
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
56
|
Подготовка памятки по профилактике нарушений зрения учащихся в домашних условиях
|
1 раз в год
|
Медицинские работники
|
Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности
|
57
|
Подготовка памяток для педагогов по профилактике повышенной школьной тревожности
|
1 раз в год
|
Педагоги-психологи
|
Поддержание
работоспособности учащихся
на оптимальном уровне.
Профилактика
переутомления.
Профилактика школьных стрессов
|
58
|
Групповые занятия учащихся с психологом:
- развитие коммуникативных навыков
- методы психологической разрядки;
- навыки снятия психоэмоционального напряжения
|
1 раз в неделю
|
Педагоги-психологи
|
59
|
Повышение уровня грамотности педагогов в области психо-физиологии детского возраста путем обеспечения методической литературой, буклетами и памятками по профилактике школьной тревожности и методам психоэмоциональной разгрузки
|
Постоянно
|
Педагоги-психологи
|
60
|
Постепенное усложнение заданий и упражнений в организации учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
|
Постоянно
|
Педагогические работники
|
61
|
Индивидуальная работа педагога-психолога с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности
|
По мере необходи-мости
|
Педагоги-психологи
|
62
|
Беседы педагога-психолога с педагогами:
- профилактика школьной тревожности
- как создать для ребенка ситуацию успеха
- проблемы возникновения психотравмирующих ситуаций и их решение
|
По мере необходи-мости
|
Педагоги-психологи
|
63
|
Обеспечение родителей необходимой научно-методической литературой, памятками, буклетами по вопросам психогигиены (профилактика переутомления и формирования повышенной тревожности; методы снятия
психоэмоционального напряжения, психоэмоциональной разрядки и т. д.)
|
По мере необходи-мости
|
Педагоги-психологи
|
64
|
Обучение родителей как в группах, так и индивидуально по вопросам оказания поддержки ребенку; возможна организация групповой формы работы с родителями детей из групп риска — «группы поддержки».
Основные тематические направления работы:
- «Как создать для ребенка ситуацию успеха в школе и дома»;
- «Как дозировать эмоциональные нагрузки»;
- «Коррекция психоэмоционального состояния ребенка»;
- «Навыки снятия психоэмоционального напряжения»;
- «Оценка психологической обстановки в семье»
|
2 раза в год
|
Педагоги-психологи
|
Приложение
к Комплексной программе формирования здоровьесберегающей среды в
ГУО «Старосельский УПК д/с – СШ Шкловского района»
на 2021-2025 гг.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Комплексной программы формирования здоровьесберегающей среды в
ГУО «Старосельский УПК д/с – СШ Шкловского района» на 2021-2025 гг.
№ п/п
|
Наименование мероприятий
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
Планируемый результат
|
I. Общие организационные мероприятия
|
1
|
Создание и обеспечение активного функционирования на базе УО ресурсного центра сохранения здоровья учащихся «Школа – территория здоровья», включающих всех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц, занимающихся вопросами здоровьесбережения
|
Август 2021г.
|
Руководство учреждения образования,
здравоохранения
|
Формирование на территории учреждения образования и «Школа –
территория здоровья» на основе распространения передового опыта
по профилактике заболеваний и сохранению здоровья участников образовательного процесса
|
2
|
Формирование банка методических материалов (портфолио) по вопросам здоровьесбережения участников образовательного процесса, пропаганды здорового образа жизни. Обеспечение ведения раздела «Ресурсный центр сохранения здоровья учащихся «Школа – территория здоровья» на сайтах УО
|
Постоянно
|
Руководство учреждения образования,
здравоохранения
|
3
|
Обследование учащихся в соответствии с разработанным алгоритмом комплексного медико-гигиенического исследования
|
Август – сентябрь, ежегодно
|
УЗ «Шкловская ЦРБ»,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
Выявление приоритетных
проблем, формирующих
нарушения здоровья.
Индивидуальные заключения
и рекомендации
|
4
|
Организация самоаудита (самопроверки) УО в области сохранения и укрепления здоровья учащихся
|
Ежегодно до 1 сентября, 31 декабря,
31 мая
|
Руководство учреждения образования
|
5
|
Информация на сайте УО или в СМИ о состоянии здоровья учащихся и основных мероприятиях по профилактике его
отклонений
|
Сентябрь,
ежегодно
|
Медицинские работники территориальной организации здравоохранения,
руководство учреждения образования
|
Повышение информированности всех
участников образовательного
процесса о ситуации
с состоянием здоровья учащихся и факторах, его
формирующих
|
6
|
Разработка программы производственного контроля по соблюдению санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса в УО и контроль выполнения
|
Август, ежегодно
|
Руководство учреждения образования
|
Повышение уровня
санитарно-эпидемиологического
благополучия
|
7
|
Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических требований с использованием карты контроля санитарно-эпидемиологического благополучия (чек-листа)
|
Постоянно
|
Руководство учреждения образования
|
Выявление приоритетных
проблем в обеспечении
санитарно-
эпидемиологического
благополучия
|
8
|
Создание в УО психологического комфорта путем правильной организации образовательного процесса и нормализации уклада школьной жизни, культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к учащемуся
|
Постоянно
|
Руководство,
педагогические работники учреждения образования
|
Минимизация школьной тревожности у учащихся
|
II. Основные мероприятия по обеспечению здоровьесбережения
|
9
|
Информирование участников образовательного процесса по имеющемуся международному и национальному опыту здоровьесбережения
|
В течение учебного года
|
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
Повышение уровня
заинтересованности всех
участников образовательного
процесса в вопросах
соблюдения санитарно-
гигиенических требований.
Повышение
информированности всех
участников образовательного
процесса в вопросах
здоровьесбережения
|
10
|
Подготовка памяток для педагогических работников по основным направлениям первичной профилактики заболеваний
|
В течение учебного года
|
УЗ «Шкловская ЦРБ»,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
11
|
Обучение педагогов вопросам здоровьесбережения на методических совещаниях и педагогических советах
|
В течение учебного года
|
УЗ «Шкловская ЦРБ»,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»,
ГУМУ «Шкловский РУМК»,
руководство учреждения образования
|
12
|
Выступление на родительских собраниях
и педагогических советах с освещением основных вопросов сохранения здоровья детей в домашних условиях в период обучения в учреждении образования
Лекции:
«Основные ошибки в организации питания учащихся в домашних условиях и в учреждении образования»;
«Практические шаги в обеспечении нормальной осанки в школе и дома»;
«Как сберечь зрение: помощь в школе и дома»;
«Какую пользу приносит движение»;
«Компьютер и здоровье»;
«Пять компонентов рационального режима дня»;
Другие темы в зависимости от имеющихся приоритетных проблем, касающихся сохранения здоровья учащихся
|
В течение учебного года
|
Медицинские работники,
руководство
педагогические работники учреждения образования,
|
13
|
Включение вопросов здоровьесбережения в материалы классных часов
|
Один раз в каждую учебную четверть
|
Классные руководители учреждений образования
|
14
|
Организация дней здоровья
|
Один раз в каждую учебную четверть
|
Руководство учреждения образования
|
15
|
Обучение детей навыкам самооценки здоровья (занятия по предметам «Физическая культура и здоровье», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», классные часы)
|
В течение учебного года
|
Медицинские работники
территориальной
организации
здравоохранения,
педагогические работники учреждения
образования
|
III. Мероприятия по обеспечению благоприятных санитарно-гигиенических условий в УО
|
Оптимизация двигательного режима учащихся
|
16
|
Обеспечение динамического компонента учащихся – 60 мин в течение дня
|
Ежедневно
|
Руководство учреждения образования
|
Формирование мотивации
в необходимости достаточной
двигательной активности.
Повышение
заинтересованности
учащихся в увеличении
двигательной активности.
Формирование навыков
постоянной потребности
в движении
|
17
|
Организации не менее 25% перемен на открытом воздухе
|
Ежедневно
|
Руководство учреждения образования
|
18
|
Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе после занятий и выходные дни
|
Постоянно
|
Законные представители учащихся
|
19
|
Организация общешкольных танцевально-музыкальных активных перемен (флэш-моб)
|
Постоянно
|
Школьный актив учащихся,
педагогические работники учреждения
образования
|
20
|
Проведение физкультминуток на учебных занятиях для профилактики
развития статического напряжения
|
На каждом учебном занятии
|
Педагогические работники учреждения
образования
|
21
|
Проведение динамических учебных занятий
|
Одно занятие в день
|
Педагогические работники учреждения
образования
|
22
|
Чередование в расписании предметов с преобладанием статического и динамического компонентов
|
Постоянно
|
Руководство учреждения образования
|
23
|
Оснащение рекреаций спортивным оборудованием для обеспечения двигательной активности учащихся
|
Август
|
Руководство учреждения образования
|
Оптимизация питания учащихся
|
24
|
Коррекция школьных завтраков с учетом требований к рациональному питанию и выявленных нарушений
|
По мере выявленных нарушений
|
Руководство учреждения образования,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
Коррекция перспективного
меню УО и повышениеосведомленности родителей
в вопросах организации
питания в домашних
условиях для повышения
адаптационных
возможностей учащихся
и профилактики
алиментарно-зависимых
заболеваний
|
25
|
Обучение учащихся навыкам рационального питания в домашних условиях
|
Постоянно
|
Медицинские работники, руководство учреждения образования, законные представители учащихся
|
26
|
Подготовка памяток для педагогических работников и родителей по вопросам рационального питания
|
1 раз в год
|
Медицинские работники,
специалисты УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
27
|
Проведение конкурса среди учащихся «О пользе продуктов» (презентация проектов сделанных учащимися)
|
1 раз в год
|
Руководство учреждения образования
|
V. Мероприятия по профилактике нарушений здоровья, обусловленных особенностями организации образовательного процесса («болезней школьного возраста»)
|
Профилактика нарушений осанки
|
28
|
Подбор и расстановка мебели учащимся в соответствии с ростом и рациональная организация рабочего места
|
Сентябрь,
январь
ежегодно
|
Педагогические работники, руководство учреждения образования
|
Формирование правильной
осанки и предупреждение
развития патологии
позвоночника.
Укрепление мышечного
корсета
|
29
|
Рассаживание учащихся учетом состояния здоровья:
учащихся с нарушением слуха и зрения рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом — в первый и третий ряды;
учащихся, часто болеющих ОРВИ, рассаживают в отдалении от наружной стены
|
2 раза в год
|
Педагогические работники
учреждения образования
|
30
|
Предпочтительное использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных
принадлежностей на спине
|
Постоянно
|
Законные представители учащихся
|
31
|
Подготовка информации (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников и учащихся по профилактике нарушений осанки
|
1 раз в год
|
Медицинские работники
|
32
|
Размещение в учебных помещениях ростовых линеек и обучение учащихся навыкам их использования
|
Постоянно
|
Педагогические работники
учреждений образования
|
33
|
Оснащение учебных помещений ученическими конторками
|
Постоянно
|
Руководство учреждений образования
|
34
|
Подготовка памятки и размещение ее на сайте УО о гигиенических требованиях и правилах использования учебной мебели
|
Сентябрь, ежегодно
|
Медицинские работники, специалисты
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
35
|
Обучение вопросам правильной посадки учащихся. Контроль рабочей позы учащихся с учетом вида деятельности
|
Постоянно
|
Педагогические работники,
законные представители учащихся
|
36
|
Обучение родителей или других законных представителей на родительском собрании правильной организации рабочего места учащегося в домашних условиях
|
1 раз в год
|
Медицинские работники, специалисты
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
37
|
Расположение в учебных помещениях на I ступени обучения в доступном для учащихся месте плаката «Сиди правильно»
|
Постоянно
|
Педагогические работники
|
|
38
|
Оценка веса ранцев учащихся (оптимальный вес – 10% от веса ребенка)
|
1 раз в неделю
|
Руководство учреждения образования,
актив учащихся
|
39
|
Обсуждение результатов оценки веса ранцев на педсоветах и родительском собрании
|
Октябрь, май
ежегодно
|
Руководство учреждения образования
|
40
|
Контроль использования рациональной сменной обуви в УО:
- соответствие сменной обуви учащегося форме и размеру стопы;
- гибкая и не высокая подошва в обуви;
- обязательное наличие каблука (не выше 10–20 мм);
- наличие фиксированного задника и прочная фиксация обуви в носочной части;
- оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства и наличие стельки
|
1 раз в неделю
|
Руководство учреждения образования,
актив учащихся
|
41
|
Оздоровление учащихся с патологией костно-мышечной системы в соответствии с программой медицинской реабилитации
|
По мере выявления
|
Медицинские работники, законные
представители
обучающихся
|
Профилактика нарушений зрения
|
42
|
Правильный подбор очков для дали и для работы вблизи и их использование по назначению
|
По мере выявления
|
Врач-офтальмолог
УЗ «Шкловская ЦРБ», законные
представители
обучающихся
|
Профилактика нарушений
зрения.
Коррекция нарушений
зрения, выявленных
на ранних стадиях.
Повышение уровня
информированности всех
участников образовательного
процесса в вопросах охраны
зрения
|
43
|
Информация на сайт по гигиеническим требованиям к режиму чтения и условиям для организации зрительных работ (в т. ч. по подбору учебных изданий с учетом требований к шрифтовому оформлению в зависимости от возраста учащихся и других гигиенических показателей)
|
1 раз в год
|
Медицинские работники, специалисты
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
44
|
Обеспечение естественного левостороннего освещения при посадке учащихся в учреждении УО и в домашних
условиях
|
Постоянно
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
45
|
Цветовое оформление отдельных элементов мебели как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном помещении
|
По мере необходи-мости
|
Руководство учреждения образования,
педагогические работники
|
46
|
Предпочтительный выбор парт с наклонной поверхностью
|
При закупках мебели
|
Руководство учреждения образования
|
47
|
Контроль расстояния от глаз учащегося до стола (должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами)
|
Постоянно
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
48
|
Коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков (телевизор, компьютер) в домашних условиях с учетом объема учебной нагрузки
|
Постоянно
|
Законные представители
обучающихся
|
49
|
Ограничение продолжительности просмотра телепередач в домашних условиях (не более 1 ч в день на расстоянии 3–5 м до экрана – в зависимости от размера экрана телевизора)
|
Постоянно
|
Законные представители
обучающихся
|
50
|
Воспитание у учащихся полезной привычки: чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости
|
Постоянно
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
51
|
Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна (спазм аккомодации во время сна не проходит)
|
Постоянно
|
Законные представители
обучающихся
|
52
|
Соблюдение режима мытья окон
|
С наружной
стороны 3–4
раза в году,
с внутренней
стороны –
ежемесячно
|
Руководство, технический персонал учреждени образования
|
53
|
Обучение педагогов правилам проведения физкультминуток и формирование «Копилки» физкультминуток для глаз
|
1 раз в полугодие
|
Педагогические работники
|
54
|
Обучение учащихся гимнастике для глаз
|
В течение учебного года
|
Педагогические работники
|
55
|
Контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности: непрерывная продолжительность чтения для младших школьников составляет 15–20 мин, для среднего возраста – 25–30 мин, для старших школьников — 45 мин) с соблюдением промежутков для отдыха глаз от зрительной работы
|
Постоянно
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
56
|
Подготовка памятки по профилактике нарушений зрения учащихся в домашних условиях
|
1 раз в год
|
Медицинские работники
|
Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности
|
57
|
Подготовка памяток для педагогов по профилактике повышенной школьной тревожности
|
1 раз в год
|
Педагоги-психологи
|
Поддержание
работоспособности учащихся
на оптимальном уровне.
Профилактика
переутомления.
Профилактика школьных стрессов
|
58
|
Групповые занятия учащихся с психологом:
- развитие коммуникативных навыков
- методы психологической разрядки;
- навыки снятия психоэмоционального напряжения
|
1 раз в неделю
|
Педагоги-психологи
|
59
|
Повышение уровня грамотности педагогов в области психо-физиологии детского возраста путем обеспечения методической литературой, буклетами и памятками по профилактике школьной тревожности и методам психоэмоциональной разгрузки
|
Постоянно
|
Педагоги-психологи
|
60
|
Постепенное усложнение заданий и упражнений в организации учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
|
Постоянно
|
Педагогические работники
|
61
|
Индивидуальная работа педагога-психолога с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности
|
По мере необходи-мости
|
Педагоги-психологи
|
62
|
Беседы педагога-психолога с педагогами:
- профилактика школьной тревожности
- как создать для ребенка ситуацию успеха
- проблемы возникновения психотравмирующих ситуаций и их решение
|
По мере необходи-мости
|
Педагоги-психологи
|
63
|
Обеспечение родителей необходимой научно-методической литературой, памятками, буклетами по вопросам психогигиены (профилактика переутомления и формирования повышенной тревожности; методы снятия
психоэмоционального напряжения, психоэмоциональной разрядки и т. д.)
|
По мере необходи-мости
|
Педагоги-психологи
|
64
|
Обучение родителей как в группах, так и индивидуально по вопросам оказания поддержки ребенку; возможна организация групповой формы работы с родителями детей из групп риска — «группы поддержки».
Основные тематические направления работы:
- «Как создать для ребенка ситуацию успеха в школе и дома»;
- «Как дозировать эмоциональные нагрузки»;
- «Коррекция психоэмоционального состояния ребенка»;
- «Навыки снятия психоэмоционального напряжения»;
- «Оценка психологической обстановки в семье»
|
2 раза в год
|
Педагоги-психологи
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГУО «Старосельский УПК д/с –СШ
Шкловского района»
__________А.А. Мартинкова
«___»_____________2021 г.
ПЛАН
мероприятий по реализации
Комплексной программы формирования здоровьесберегающей среды
ГУО «Старосельский УПК д/с – СШ
Шкловского района»
на 2021/2022 учебный год
№
п/п
|
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
Место проведения
|
Участники
|
Ответственные
|
I. Общие организационные мероприятия
|
1
|
Создание и обеспечение активного функционирования на базе УО ресурсных центров сохранения здоровья учащихся «Школа – территория здоровья», включающих всех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц, занимающихся вопросами здоровьесбережения
|
Август 2021г.
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Руководство учреждения образования,
здравоохранения
|
2
|
Формирование банка методических материалов (портфолио) по вопросам здоровьесбережения участников образовательного процесса, пропаганды здорового образа жизни. Обеспечение ведения раздела «Ресурсный центр сохранения здоровья учащихся «Школа – территория здоровья» на сайтах УО
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Ответственный за воспитательную работу
|
3
|
Обследование учащихся в соответствии с разработанным алгоритмом комплексного медико-гигиенического исследования
|
Август – сентябрь, ежегодно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
УЗ «Шкловская ЦРБ»,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
4
|
Организация самоаудита (самопроверки) УО в области сохранения и укрепления здоровья учащихся
|
Ежегодно до 1 сентября, 31 декабря,
31 мая
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Ответственный за воспитательную работу
|
5
|
Информация на сайте УО или в СМИ о состоянии здоровья учащихся и основных мероприятиях по профилактике его
отклонений
|
Сентябрь,
ежегодно
|
учреждение
образование
|
родители
|
Ответственный за сайт
|
6
|
Разработка программы производственного контроля по соблюдению санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса в УО и контроль выполнения
|
Август, ежегодно
|
учреждение
образование
|
|
УЗ «Шкловская ЦРБ»,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
7
|
Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических требований с использованием карты контроля санитарно-эпидемиологического благополучия (чек-листа)
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
|
Руководство учреждения образования
|
8
|
Создание в УО психологического комфорта путем правильной организации образовательного процесса и нормализации уклада школьной жизни, культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к учащемуся
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Медицинские работники территориальной организации здравоохранения,
руководство учреждения образования
|
II. Основные мероприятия по обеспечению здоровьесбережения
|
9
|
Информирование участников образовательного процесса по имеющемуся международному и национальному опыту здоровьесбережения
|
В течение учебного года
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Руководство учреждения образования
|
10
|
Подготовка памяток для педагогических работников по основным направлениям первичной профилактики заболеваний
|
В течение учебного года
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Педагогические работники учреждения образования
|
11
|
Обучение педагогов вопросам здоровьесбережения на методических совещаниях и педагогических советах
|
В течение учебного года
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Руководство учреждения образования
|
12
|
Выступление на родительских собраниях
и педагогических советах с освещением основных вопросов сохранения здоровья детей в домашних условиях в период обучения в учреждении образования
Лекции:
«Основные ошибки в организации питания учащихся в домашних условиях и в учреждении образования»;
«Практические шаги в обеспечении нормальной осанки в школе и дома»;
«Как сберечь зрение: учреждение
образованиеучреждение
образованиепомощь в школе и дома»;
«Какую пользу приносит движение»;
«Компьютер и здоровье»;
«Пять компонентов рационального режима дня»;
Другие темы в зависимости от имеющихся приоритетных проблем, касающихся сохранения здоровья учащихся
|
В течение учебного года
|
учреждение
образование
|
родители, педагоги
|
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
13
|
Включение вопросов здоровьесбережения в материалы классных часов
|
Один раз в каждую учебную четверть
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Классные руководители
|
14
|
Организация дней здоровья
|
Один раз в каждую учебную четверть
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Учителя физической культры и здоровья
|
15
|
Обучение детей навыкам самооценки здоровья (занятия по предметам «Физическая культура и здоровье», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», классные часы)
|
В течение учебного года
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Учителя предметники
|
III. Мероприятия по обеспечению благоприятных санитарно-гигиенических условий в УО
|
Оптимизация двигательного режима учащихся
|
16
|
Обеспечение динамического компонента учащихся – 60 мин в течение дня
|
Ежедневно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Руководство учреждения образования
|
17
|
Организации не менее 25% перемен на открытом воздухе
|
Ежедневно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Руководство учреждения образования
|
18
|
Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе после занятий и выходные дни
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Законные представители учащихся
|
19
|
Организация общешкольных танцевально-музыкальных активных перемен (флэш-моб)
|
Постоянно
|
Учреждение
Образование
|
1-11 класс
|
Школьный актив учащихся,
педагогические работники учреждения
образования
|
20
|
Проведение физкультминуток на учебных занятиях для профилактики
развития статического напряжения
|
На каждом учебном занятии
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Учителя предметники
|
21
|
Проведение динамических учебных занятий
|
Одно занятие в день
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Педагогические работники учреждения
образования
|
22
|
Чередование в расписании предметов с преобладанием статического и динамического компонентов
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
|
Руководство учреждения образования
|
23
|
Оснащение рекреаций спортивным оборудованием для обеспечения двигательной активности учащихся
|
Август
|
учреждение
образование
|
|
Руководство учреждения образования
|
Оптимизация питания учащихся
|
24
|
Коррекция школьных завтраков с учетом требований к рациональному питанию и выявленных нарушений
|
По мере выявленных нарушений
|
учреждение
образование
|
|
Руководство учреждения образования,
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
25
|
Обучение учащихся навыкам рационального питания в домашних условиях
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Медицинские работники, руководство учреждения образования, законные представители учащихся
|
26
|
Подготовка памяток для педагогических работников и родителей по вопросам рационального питания
|
1 раз в год
|
учреждение
образование
|
Педагоги , родители
|
Медицинские работники,
специалисты УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
27
|
Проведение конкурса среди учащихся «О пользе продуктов» (презентация проектов сделанных учащимися)
|
1 раз в год
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Руководство учреждения образования
|
V. Мероприятия по профилактике нарушений здоровья, обусловленных особенностями организации образовательного процесса («болезней школьного возраста»)
|
Профилактика нарушений осанки
|
28
|
Подбор и расстановка мебели учащимся в соответствии с ростом и рациональная организация рабочего места
|
Сентябрь,
январь
ежегодно
|
учреждение
образование
|
|
Педагогические работники, руководство учреждения образования
|
29
|
Рассаживание учащихся учетом состояния здоровья:
учащихся с нарушением слуха и зрения рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом — в первый и третий ряды;
учащихся, часто болеющих ОРВИ, рассаживают в отдалении от наружной стены
|
2 раза в год
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Педагогические работники
учреждения образования
|
30
|
Предпочтительное использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных
принадлежностей на спине
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
родители
|
Законные представители учащихся
|
31
|
Подготовка информации (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников и учащихся по профилактике нарушений осанки
|
1 раз в год
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Медицинские работники
|
32
|
Размещение в учебных помещениях ростовых линеек и обучение учащихся навыкам их использования
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1- 11класс
|
Педагогические работники
учреждений образования
|
33
|
Оснащение учебных помещений ученическими конторками
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
|
Руководство учреждений образования
|
34
|
Подготовка памятки и размещение ее на сайте УО о гигиенических требованиях и правилах использования учебной мебели
|
Сентябрь, ежегодно
|
учреждение
образование
|
родители
|
Медицинские работники, специалисты
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
35
|
Обучение вопросам правильной посадки учащихся. Контроль рабочей позы учащихся с учетом вида деятельности
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Педагогические работники,
законные представители учащихся
|
36
|
Обучение родителей или других законных представителей на родительском собрании правильной организации рабочего места учащегося в домашних условиях
|
1 раз в год
|
учреждение
образование
|
родители
|
Медицинские работники, специалисты
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
37
|
Расположение в учебных помещениях на I ступени обучения в доступном для учащихся месте плаката «Сиди правильно»
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Педагогические работники
|
38
|
Оценка веса ранцев учащихся (оптимальный вес – 10% от веса ребенка)
|
1 раз в неделю
|
учреждение
образование
|
|
Руководство учреждения образования,
актив учащихся
|
39
|
Обсуждение результатов оценки веса ранцев на педсоветах и родительском собрании
|
Октябрь, май
ежегодно
|
учреждение
образование
|
|
Руководство учреждения образования
|
40
|
Контроль использования рациональной сменной обуви в УО:
- соответствие сменной обуви учащегося форме и размеру стопы;
- гибкая и не высокая подошва в обуви;
- обязательное наличие каблука (не выше 10–20 мм);
- наличие фиксированного задника и прочная фиксация обуви в носочной части;
- оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства и наличие стельки
|
1 раз в неделю
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Руководство учреждения образования,
актив учащихся
|
41
|
Оздоровление учащихся с патологией костно-мышечной системы в соответствии с программой медицинской реабилитации
|
По мере выявления
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Медицинские работники, законные
представители
обучающихся
|
Профилактика нарушений зрения
|
42
|
Правильный подбор очков для дали и для работы вблизи и их использование по назначению
|
По мере выявления
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Врач-офтальмолог
УЗ «Шкловская ЦРБ», законные
представители
обучающихся
|
43
|
Информация на сайт по гигиеническим требованиям к режиму чтения и условиям для организации зрительных работ (в т. ч. по подбору учебных изданий с учетом требований к шрифтовому оформлению в зависимости от возраста учащихся и других гигиенических показателей)
|
1 раз в год
|
учреждение
образование
|
|
Медицинские работники, специалисты
УЗ «Шкловский райЦГЭ»
|
44
|
Обеспечение естественного левостороннего освещения при посадке учащихся в учреждении УО и в домашних
условиях
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
45
|
Цветовое оформление отдельных элементов мебели как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном помещении
|
По мере необходи-мости
|
учреждение
образование
|
|
Руководство учреждения образования,
педагогические работники
|
46
|
Предпочтительный выбор парт с наклонной поверхностью
|
При закупках мебели
|
учреждение
образование
|
|
Руководство учреждения образования
|
47
|
Контроль расстояния от глаз учащегося до стола (должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами)
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
48
|
Коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков (телевизор, компьютер) в домашних условиях с учетом объема учебной нагрузки
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Законные представители
обучающихся
|
49
|
Ограничение продолжительности просмотра телепередач в домашних условиях (не более 1 ч в день на расстоянии 3–5 м до экрана – в зависимости от размера экрана телевизора)
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Законные представители
обучающихся
|
50
|
Воспитание у учащихся полезной привычки: чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
51
|
Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна (спазм аккомодации во время сна не проходит)
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Законные представители
обучающихся
|
52
|
Соблюдение режима мытья окон
|
С наружной
стороны 3–4
раза в году,
с внутренней
стороны –
ежемесячно
|
учреждение
образование
|
|
Руководство, технический персонал учреждения образования
|
53
|
Обучение педагогов правилам проведения физкультминуток и формирование «Копилки» физкультминуток для глаз
|
1 раз в полугодие
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Педагогические работники
|
54
|
Обучение учащихся гимнастике для глаз
|
В течение учебного года
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Педагогические работники
|
55
|
Контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности: непрерывная продолжительность чтения для младших школьников составляет 15–20 мин, для среднего возраста – 25–30 мин, для старших школьников — 45 мин) с соблюдением промежутков для отдыха глаз от зрительной работы
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
56
|
Подготовка памятки по профилактике нарушений зрения учащихся в домашних условиях
|
1 раз в год
|
учреждение
образование
|
родители
|
Медицинские работники
|
Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности
|
57
|
Подготовка памяток для педагогов по профилактике повышенной школьной тревожности
|
1 раз в год
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Педагоги-психологи
|
58
|
Групповые занятия учащихся с психологом:
- развитие коммуникативных навыков
- методы психологической разрядки;
- навыки снятия психоэмоционального напряжения
|
1 раз в неделю
|
учреждение
образование
|
1- 11 класс
|
Педагоги-психологи
|
59
|
Повышение уровня грамотности педагогов в области психо-физиологии детского возраста путем обеспечения методической литературой, буклетами и памятками по профилактике школьной тревожности и методам психоэмоциональной разгрузки
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Педагоги-психологи
|
60
|
Постепенное усложнение заданий и упражнений в организации учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
|
Постоянно
|
учреждение
образование
|
1-11 класс
|
Педагогические работники
|
61
|
Индивидуальная работа педагога-психолога с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности
|
По мере необходи-мости
|
учреждение
образование
|
1- 11 класс
|
Педагоги-психологи
|
62
|
Беседы педагога-психолога с педагогами:
- профилактика школьной тревожности
- как создать для ребенка ситуацию успеха
- проблемы возникновения психотравмирующих ситуаций и их решение
|
По мере необходи-мости
|
учреждение
образование
|
педагоги
|
Педагоги-психологи
|
63
|
Обеспечение родителей необходимой научно-методической литературой, памятками, буклетами по вопросам психогигиены (профилактика переутомления и формирования повышенной тревожности; методы снятия
психоэмоционального напряжения, психоэмоциональной разрядки и т. д.)
|
По мере необходи-мости
|
учреждение
образование
|
родители
|
Педагоги-психологи
|
64
|
Обучение родителей как в группах, так и индивидуально по вопросам оказания поддержки ребенку; возможна организация групповой формы работы с родителями детей из групп риска — «группы поддержки».
Основные тематические направления работы:
- «Как создать для ребенка ситуацию успеха в школе и дома»;
- «Как дозировать эмоциональные нагрузки»;
- «Коррекция психоэмоционального состояния ребенка»;
- «Навыки снятия психоэмоционального напряжения»;
- «Оценка психологической обстановки в семье»
|
2 раза в год
|
учреждение
образование
|
родители
|
Педагоги-психологи
|
раскрыть » / « свернуть